Антинорманнизм

АнтинорманнизмТаким образом, антинорманнизм успел сделаться чуть не догматом веры у известной части русских патриотов и проник даже в некоторые учебники русской истории как неоспоримая истина. С другой стороны, множество совершенно различных мнений, высказанных по занимающему нас вопросу, настолько затемнило и запутало самый вопрос в глазах многих людей, что они даже отчаялись в самой возможности когда-либо выяснить дело. При таких обстоятельствах вполне своевременно подвергнуть вопрос о происхождении Руси новому исследованию по принципам современной науки и в особенности привлечь скандинавскую филологию к содействию в решении вопроса. Эту задачу я и намерен преследовать в моих чтениях. Я надеюсь, что буду в состоянии разобрать вопрос без пристрастия и национальных предубеждений и доказать ко всеобщему умиротворению, что племенем, которое основало в IX в. русское государство и к которому первоначально применялось имя Руси, были, действительно, Норманны или Скандинавы, родом из Швеции. Так гласит не только предание, твердо сохранившееся в самой России и в самой ясной и неоспоримой форме выраженное в летописях: истина этого предания подтверждается непосредственно или посредственно целой массой доказательств из других источников — лингвистических, исторических и археологических.

17 Варяги и Русь. Историческое исследование. Спб., 1876, 2 тома. Отчасти печаталось и прежде под заглавием: «Отрывки из исследований о варяжском вопросе» в виде приложения к Запискам Императорской Академии Наук, Спб., 1862, I—II. В особенности две литературы содержат весьма важные известия о Руси и потому составляют вместе с русскою летописью важнейший источник сведений, касающихся нашего предмета: это—литература Византийской Империи и литература арабская. С первого своего появления в России Русь, как известно, вела оживленную торговлю с Греками18. Греческая форма имени Руси гласит Рос (Pcoj); рядом с этой формой с середины Х в. начинает иногда появляться форма ‘Pouoioi, тогда как до того употреблялась исключительно первая форма. Впервые это имя встречается в 839 г. в тексте, к которому я возвращусь во втором чтении. В истории мы не находим указаний, которые могли бы привести нас к предположению, будто Греки имели сношения с народом, известным им под именем ‘Ркх;, еще до этого времени; более тесные сношения между обоими народами начинаются даже значительно позднее — факт, удостоверяющий, по крайней мере, приблизительно верность Несторовой хронологии.