Далее, мы прямо узнаем, что у Руси не было хеландий (особый вид кораблей, очень больших; в русской летописи «олядь»), а были лишь мелкие суда или ладьи20. Дело объясняется просто: pouoio; обыкновенное греческое слово, означающее «красный». В другом месте мы узнаем, что в ту эпоху корабли греческих императоров окрашивались в красный цвет21, и выражение та pouoia XeldvSia не имеет никакого отношения к Руси, а означает лишь «красные (т. е. императорские) галеры» в противоположность к простым военным (или транспортным) судам, на которых перевозилась армия22. Следовательно, приведенный аргумент ничего не доказывает23. Неоспоримо, что, насколько мы знаем, Греки в первый раз пришли в соприкосновение с Русью в 838 или 839 г., и это вместе с тем единственный случай, что имя Руси упоминается в письменном памятнике до времен Рюрика24. Но прошло почти тридцать лет, прежде чем Греки, на горе себе, ближе познакомились с этим смелым и кровожадным воинственным племе-пем. Лишь только Русь основалась на берегах озера Ильмень и Днепра, как соседние туземные племена уже почувствовали силу этих пришельцев-завоевателей, и тотчас же блеск и богатства Константинополя, роскошной столицы Востока, наследницы римского могущества и римской образованности, привлекли на себя их жадные взоры и сделали на время императорскую столицу желанной целью их походов. Мне кажется, не может подлежать сомнению, что эта цель была уже с самого начала у Аскольда и Дира, когда они (в 862 г.?) отделились от Рюрика и отправились далее на юг. Но, лишь несколько лет спустя, когда они овладели Киевом и через это приобрели удобный операционный базис, план был приведен в исполнение. В 865 г. они выступили из Киева, поплыли вниз но Днепру, через Черное море, жестоко опустошили берега и острова Черного и Мраморного морей и появились внезапно с флотом из 200 парусных лодок под стенами мирной, не ожидавшей нападения столицы, жители которой до тех пор поддерживали, надо полагать, с Русью дружеские сношения и только по слухам знали о ее разбойничьих нападениях на соседние племена. Паника в городе была всеобщая: никто, кажется, и не думал о защите, напротив, все население столицы, с императором и патриархом Фотием во главе, прибегло к религиозным обрядам и обратилось с мольбами к Пресвятой Деве. И действительно, город был спасен как бы чудом. Внезапно разразившаяся буря разметала и потопила ладьи языческой Руси, так что лишь немногие ушли от общей погибели.