Вод, сделанный нами из этого текста, вполне определенно подтверждается свидетельствами позднейшего времени. Именно некоторые латинские писатели при упоминании о нападениях на Константинополь явно отождествляют Русь с народом, известным в те времена во всем романо-германском мире под именем Normanni. О походе 865 г. содержат несколько кратких упоминаний венецианские хроники8. Правда, самая древнейшая из них написана более чем столетие спустя после самого события: она составлена Иоанном Диаконом, жившим в конце Х и в начале XI в. Но как его показание перешло в позднейшие хроники, так само оно восходит, без сомнения, к подлинному современному повествованию. Следует вспомнить, как замечает Куник, что Венециане с давних пор вели обширную торговлю на Средиземном море и более всего поддерживали оживленные торговые и дипломатические сношения со столицей Византийской Империи, которая как раз в те времена еще сохраняла хотя бы только номинальный суверенитет над гордой республикой. При таких обстоятельствах казавшееся почти невероятным событие 865 г. — нападение русских пиратов на самую Византию — должно было очень рано стать известным Венеции через посредство собственных граждан — очевидцев события, на рассказах которых должно основываться позднейшее показание хрониста Иоанна Диакона.
Последний сообщает, правда без указания года, но в связи с событиями, имевшими место около 865 г., что «в это время Норманны осмелились напасть на Константинополь на 360 кораблях; но, не будучи в состоянии нанести вред самому непобедимому городу, они храбро повоевали его предместья, перебили народа, сколько могли, и затем с торжеством вернулись домой»9. Несмотря на некоторые частичные уклонения этого рассказа от повествования Нестора и византийских авторов, ясно, что Норманны Иоанна Диакона тождественны с Русью (Рос) Греков, так как ни к какому другому народу того времени этот рассказ применен быть не может. Но если бы тем не менее кто-либо назвал такой вывод поспешным, то всякое сомнение должно исчезнуть при сопоставлении с приведенными словами Иоанна Диакона одной или двух цитат из другого итальянского, именно ломбардского автора, Лиудпранда, бывшего с 963 г. епископом кремонским. Он два раза был в Константинополе, в первый раз между 948 и 950 гг., будучи послом от короля Беренгара II, затем в 968 г., в течение четырех месяцев, в качестве посла от императора Оттона I.