Судя по определению времени и этимологической форме имени, невозможно видеть в этой находке что иное, как памятник готского вторжения в западную Россию. Однако в непродолжительном времени первоначальные жилища стали тесны для Славян: масса их не находила себе места в пределах прежнего расселения; может быть также, внешний толчок привел их в движение; как бы то ни было, они стали распространяться на запад, туда, где великие переселения IV и V столетий предоставляли большой простор для новых поселенцев. Двумя различными путями Славяне с этого момента идут вперед крупными массами. С одной стороны они переходят через Вислу и занимают земли между Карпатами, Балтийским морем и Эльбой — земли, прежнее германское население которых отчасти откочевало далее, отчасти поредело, благодаря внутренним распрям и погибельной борьбе против Римской империи. Именно по этому пути пришли Поляки и, вероятно, также богемские и моравские Чехи в те области, которые они заняли с тех пор. В других местах этих западных стран Славяне большей частью были истреблены в кровавых войнах с Германцами, так что от них уцелели лишь незначительные остатки.
Другой путь, по которому Славяне продвигались вперед, вел к юго-западу, по течению Дуная. По этому пути шли так называемые южные Славяне: Дунайские Болгары, Сербы, Хорваты и западнее всех — Словенцы. Но тысячу лет тому назад Славяне занимали на этой их новой родине гораздо более обширные земельные пространства, чем теперь: на юге славянские поселения глубоко врезались в Балканский полуостров, а на севере их территории захватывали значительную часть древней Дакии и Паннонии, местность, в которой несколько позднее основались Венгры. Эти южные Славяне играли видную роль в истории развития целого племени, составляя посредствующее звено между христианской цивилизацией и своими языческими собратьями. Придунайским, главным образом паннонским Славянам во второй половин IX в. солунские братья, свв. Кирилл и Мефодий, национальные апостолы славянства, проповедовали Евангелие на их родном (древне-болгарском?) языке и положили начало цветущей письменности. С распространением христианства между южными и восточными Славянами эта письменность нашла себе новую родину, и еще немного столетий тому назад этот так на-зывамый старославянский язык был единственным литературным языком славянских народов и поныне служит богослужебным языком у Славян православного исповедания.