Противоположность между Руссами и Славянами

Противоположность между Руссами и СлавянамиОни большого роста, имеют красивую наружность и выказывают большую смелость при своих нападениях; но эту смелость они проявляют не на коне, а предпринимают все свои походы и нападения на лодках. Они носят широкие штаны: на каждую пару употребляют сто локтей материи. Надевши эти штаны, они собирают складки у колен и крепко подвязывают их там. Они всегда носят при себе мечи, потому что мало верят друг другу и потому что коварство между ними весьма обыкновенно: если один приобретает собственность, то, как бы ни была мала ее ценность, родной брат или товарищ тотчас же завидует и выжидает случая убить и ограбить его. Когда умирает выдающийся человек, ему устраивают гробницу в виде большого дома, кладут туда мертвеца и вместе с ним в ту же гробницу кладут его платья, а также золотые браслеты, которые он носил, затем съестные припасы и сосуды с напитками и деньгами. Наконец, в могилу же кладут живьем любимую жену умершего, запирают вход, и жена таким образом умирает там».

Покамест я желал бы только обратить внимание на выступающую в рассказе Ибн-Даста противоположность между Руссами и Славянами, с которыми первые ведут войны. Далее следует заметить, что изображение Руси у Ибн-Даста не вполне соответствует ее тогдашнему образу жизни: ибо в то время Русь жила в Киеве, а не на каком-то нездоровом острове, и ее государственный строй получил уже законченную организацию: Руссы уже не были разбойниками, как изображает их Ибн-Даста. Мне кажется, мы имеем в данном случае описание, вышедшее из вторых, если не из третьих рук, источник которого относится ко времени до окончательного утверждения Руси в Киеве, когда и жилища, и образ жизни ее могли быть таковы, какими их описывает Ибн-Даста. В словах автора, что князья Руси называются Хакан-Рус, я вижу указание на то, что свои сведения он получал прямо или посредственно через Хазар, так как хакан (каган) есть турецкий или татарский титул, который употреблялся именно Хазарами для обозначения их собственных князей. Другой арабский писатель дает нам весьма замечательные, хотя в некоторых частностях, наверное, преувеличенные и не проверенные критически сведения о Руси: это Ибн-Фадлан. В 921 и 922 годах он был отправлен к Волжским Болгарам в качестве посла от калифа Муктадира и во время своего пребывания в болгарской столице часто имел случаи видеть Руссов, приезжавших вниз по Волге для торговли с Болгарами.