Шумовского в польском журнале Wiadomosci Archeologiczne, III, 49—61 (Варшава, 1876) с письмом датского рунолога доктора Л. Виммера о рунической надписи. Самое острие копья по работе и украшениям имеет необычайное сходство с таким же острием, найденным вблизи г. Мюнхеберга (провинция Бранденбург) и изображенным у профессора г. Стефен-са в его Old Nothern Runic Monuments, t. II (1868), с. 880. К северу от Хазар, вверх по Волге, в особенности на левом берегу этой реки, обитали некоторые другие татарские племена. Важнейшим из них являются Волжско-Камские Болгары. Этот народ очень часто упоминается у современных историков, и мы знаем, что Болгары не были, подобно многим племенам одного с ними корня, кочевниками, но имели постоянные пункты оседлости. Они занимались земледелием и также, подобно Хазарам, торговлей, которая и была фактически их главным занятием, и их столица Булгар, в области нынешней Казанской губ., посещалась многочисленными купцами, прибывавшими туда по волжскому водному пути. Между областями Славян и Волгой, равно как на пространстве всего севера обширного русского государства, обитало множество финских племен, из которых некоторые существуют еще и ныне, хотя более или менее перемешавшись с русским народом и, во всяком случае, в гораздо меньшем количестве, нежели прежде. Так, Нестор упоминает Мордву, самое южное из этих племен, живущее и теперь между (нижней) Окой и Волгой. Далее, к северу, в теперешних губерниях Казанской и Вятской, находится упоминаемое Нестором племя Черемиса. Направляясь к северо-западу, мы находим к северу от Славян Новгородских, вокруг Финского залива и Ладожского озера, различные финские, близкородственные обитателям Финляндии племена, известные русским летописцам под общим наименованием Чуди. Эти чудские народцы, а к югу от них племена литовско-латышские (к западу от Кривичей и Полочан) совершенно запирали Славянам выход в Балтийское море и его заливы. Старинное имя вместо Плещеево (так по Петерманну): см. Штукенберга, Hydrographie Russlands, V, 333. Богатые результаты целого ряда археологических исследований в этих местах собраны у графа А. Уварова в его труде о быте Мерян (во французском переводе: Etude sur les peuples primitifs de la Russie.