Феофил

ФеофилНо, по счастью, этот недостаток сведений восполняется с другой стороны. Я приступаю теперь к рассмотрению целого ряда цитат из произведений средневековых писателей Западной Европы, дающих нам точные сведения об этнографическом значении имени Рос. Единогласное свидетельство этих памятников письменности таково, что Греки называли Русью тот самый народ, который так хорошо был известен в остальной Европе под именем Норманнов. Ранее всего мы находим упоминание о народе Рос в так назыв. Бертинских анналах под 839 г.2 Относящиеся к нашему вопросу части этой летописи составлены Пруденцием, епископом города Труа, человеком ученым и добросовестным, труд которого принадлежит к числу лучших и достовернейших памятников того времени. У него мы читаем рассказ о том, как в 839 г. к императору Людовику Благочестивому прибыли послы от византийского императора Феофила с письмом и драгоценными подарками. Император принял послов с большими почестями в Ингельгейме 18 мая. Вместе с ними, — продолжает свой рассказ Пруден-ций, — Феофил прислал нескольких людей, «которые говорили, что они, т. е. их народ, называются Рос, и которых, по их словам, их царь по имени Хакан (Chacanus) прислал к нему (Феофилу) с дружественными намерениями»; в названном письме Феофил просил императора Людовика дозволить этим людям под его охраной проехать через все его владения, так как сам он не может допустить, чтобы они возвращались на родину по тому же пути, по которому прибыли (в Византию), ввиду того, что им пришлось бы идти через земли диких и страшно жестоких варварских племен.